ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ
Дело было в остром 1988 году, когда основной вопрос, который незнакомцы при контакте обращали друг другу, был такой: «Ты кто по нации будешь?». Этот вопрос мне неоднократно задавался случайными людьми и всегда создавал мне проблему: при моих бабушках и дедушках, принадлежавших разным этносам и разным вероисповеданиям, в дополнение к этому наблюдался несомненный диссонанс между этническими признаками на физиономии и моим культурным самосознанием. Таким образом, животрепещущий вопрос про мою «нацию» имел множество вариантов ответа, который зависел от собеседника и ситуации.
Итак, летом 1988 года взбрело мне в голову зайти в давно не существующую шашлычную на Литейном. Это был полноценный шалман, с осклизлыми столами, клубами табачного дыма и серьезными потертыми мужчинами, которые к шашлыку сразу брали по полдюжины пива. Со своей тарелкой я пристроился за пустой стол, но тут за соседний, напротив меня присел один из типичных посетителей, возрастом за 40, с широким серьезным лицом и той неустранимой потертостью, которая говорила о годах в местах заключения. Почти сразу он обратил на меня внимание, и я явственно увидел, как в нем растет вопрос, надуваясь, как парус. С тоской я подумал, что сейчас услышу неизбывное: «Ты кто по нации?»
Наконец, вопрос окончательно созрел, мужчина подвинулся в мою сторону и спросил: «Как по-вашему, сейчас уровень общественного сознания соответствует уровню развития производительных сил?»